Петр и Феврония
Пётр и Феврония Муромские
Петр и Феврония Муромские, жившие в 12-13 веке, были канонизированы в 1547 году при Иване Грозном. Видимо, для царя было важно прославление Петра в связи с тем, что князь, так же как и Иван Грозный, страдал от боярских амбиций. Возможно даже, что история отъезда князя Петра из своих владений из-за бояр натолкнула позже царя на идею опричнины, когда он оставил Москву и уехал в Александровскую слободу.
Так или иначе, но для простого народа память о святых Петре и Февронии Муромских навеки связана с тем, что они были идеальными супругами, и венцом их земного счастья стало то, что умерли они в один и тот же день. Знакомство будущих супругов произошло необычно. Брат Петра, князь Павел, правивший Муромом, подолгу не бывал дома. Жена его скорбела об этом, и к ней стал являться злой дух в образе змея. Для всех остальных он принимал вид князя Павла. Когда Павел узнал об этом, то попросил у жены разведать тайну змея: от чего тот погибнет. Змей, думая, что его странные слова никто не поймет, на вопрос княгини ответил: «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Князь Петр желал во что бы то ни стало помочь брату. И вот ангел подсказывает ему, где найти чудесный меч. По указанию ангела Петр находит его в церкви и убивает змея. Но гнилая кровь аспида попадает на кожу храбреца, и тот заболевает проказой.
Никто не мог вылечить Петра. Наконец, один из его гонцов на Рязанщине, в деревне Ласково, находит девушку, дочь бортника, сборщика дикого меда, которая обещает вылечить князя. Она ставит условие: когда Петр поправится, он должен будет взять ее в жены. Заручившись согласием князя на брак, Феврония дует с молитвой на квас и велит, чтобы больной этим квасом помазал все струпья, кроме одного. Помазавшись, князь исцеляется, одаривает девушку и уезжает, нарушив свое обещание жениться. Князья ведь не женятся на крестьянках. Но из-за оставшегося непомазанным единственного струпа все тело Петра вновь покрывает проказа. И опять он едет в Ласково и, исцеленный вторично, берет в жены Февронию.
К этому времени князь Павел умирает, и на престол Мурома садится Петр. Муромские бояре, а особенно боярыни, не довольны тем, что их княгиня из крестьянок. Они вынуждают ее уехать из Мурома, но соглашаются выполнить одно ее желание: она может взять с собой, что хочет. И Феврония забирает самое ценное – своего супруга. Бояре радуются отъезду князя в надежде занять его престол.
Петр и Феврония плывут в лодках по Оке и причаливают к пустынному берегу, чтобы приготовить пищу и заночевать. Видя, что Петр пригорюнился от неизвестности своей судьбы, мудрая супруга берет от костра 2 колышка, на которых готовилась пища, и говорит мужу: «Смотри, я посажу эти колышки в землю, а наутро из них вырастут 2 мощных дуба, покрытых листвой. Так и нас Господь не оставит». Действительно, наутро они проснулись под сенью двух мощных дубов, выросших за ночь. А к берегу пристала лодка с боярской делегацией из Мурома. Оказывается, там среди бояр разгорелась кровавая бойня за княжеский престол, и, чтобы прекратить смуту, бояре, оставшиеся в живых, отправились к Петру с просьбой вернуться.
Чем занимались Петр и Феврония
Петр и Феврония прожили счастливую жизнь, творя дела милосердия: кормили и одевали нищих, защищали сирых и убогих. Перед смертью они приняли постриг и стали иноками Давидом и Евфросинией. Петр спасался в мужском монастыре, а Феврония – в женском. Когда Давиду пришло время отойти ко Господу, он посылает Евфросинии весточку, призывая ее умереть вместе с ним. Но Евфросиния трудится над вышиванием воздуха и отвечает, чтобы он подождал, пока она не закончит. И второй, и третий раз Давид пишет супруге, что уже невмоготу ему ждать. А она как раз закончила свое вышиванье, и в одночасье Петр и Феврония отдают душу Богу.Согласно их завещанию, они должны быть похоронены в гробу из одного камня, только тонкая перегородка должна их разделять. Но люди решили, что негоже принявшим монашеский чин супругам лежать в одном гробу. Дважды их хоронят в разных церквях. И дважды наутро их находят в одном гробу. И по смерти они остаются неразлучными. Тех, кого соединил в браке Господь, людям не разъединить.
Почитание Петра и Февронии
В наши дни, когда институт брака переживает глубокий кризис, общенародное почитание святых Петра и Февронии Муромских восстановлено. У святых супругов день памяти дважды в году: 8 июля и 19 сентября. С 2008 года день их преставления, 8 июля, объявлен также всероссийским праздником «супружеской любви и семейного счастья». Бесплодные супруги прибегают к молитвенному заступничеству Петра и Февронии перед милостивым Богом и у них рождается долгожданное дитя. Юноши и девушки молятся об обретении своей половинки и по ходатайству святой супружеской четы вступают в благополучные браки.Хотя Петр и Феврония почили в монашеском чине, Церковь их причислила к лику святых благоверных, а не преподобных. Благоверные – это те цари и князья, которые, имея власть и богатство, сохранили истинную веру во Христа, являлись образцом для народа в делах веры. Это подвиг милосердия и нищелюбия. А в случае Петра и Февронии это еще и подвиг истинного супружества во Христе.